суббота, 14 сентября 2013 г.

Антон Павлович Чехов. Том 10. "Врачебное дело в России"

Сегодня рассказ будет немного "странный". Он в полной мере реализует мой неподдельный интерес к фольклору и верованиям русского народа (впрочем, даже чуть шире - к восточным славянам: русским, украинцам и белоруссам). Причем не к тому "официозному", а к самому что ни на есть настоящему!
Факт первый: О том, что он существует и что это безумно интересно, стало совсем понятно, когда я училась на 2 курсе педуниверситета и у нас было несколько занятий с фольклорной студией пермского госуниверситета "Песельная артель". Группа энтузиастов (далеко не все из них были филологи) ездили по деревням Пермского края (в том числе Коми-округа) и собирали то, что еще можно было собрать. Из этого родились совершенно великолепные жанровые сценки, реконструированные обряды (в том числе свадебный), замечательный "городской фольклор" и многое другое.
Но отзвуки этого "народного" слышны были еще в юности в великолепных книгах Николая Васильевича Гоголя из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки": полные веселья, суеверного ужаса и тоски, и такой певучей малороссийской речи (к которой я как-то "прикипела" - до 11 лет я ежегодно бывала с родителями, а с 8 лет и одна у бабушки с дедом в шахтерском городке Терновке, что в Днепропетровской области, где общалась с людьми на суржике, и ощущала бархат и теплоту тихой украинской ночи, полной таких незнакомых южных запахов и звуков)...
Страх и при этом что-то такое невозможно родное - вот эти детские ощущения! Дети, безусловно, любят страшилки, но тут было нечто еще, чему тогда не было названия.
А в прошлом году (моя дочь училась во 2 классе) нас попросили найти и прочитать народную сказку нашего региона. Я и до этого подозревала, что детям мы читаем сказки "в обработке", но реальность оказалась еще страшнее: НИ ОДНОЙ в обыденном смысле нормальной сказки мы в этом сборнике сказок не обнаружили, хотя почитать его очень интересно
Вот: Великорусские сказки Пермской губернии
Еще один факт: наша дача в Хохловке. Там находится крупный этнографический музей (еще фото). Это место фольклорных праздников и исторических реконструкций, деревни окрестные Холовка и Скобелевка появились до революции, но (судя по ощущениям), от многих людей полученным, здесь, скорее всего, было древнее молельное место коми-пермяков: излучина реки, громадная луна над Камой в полнолуния, серебряная дорога по реке, старушечьи крики чаек, светло как будто светят сильные фонари, неодолимое порой желание нырнуть в реку, какое-то невероятное внутреннее чувство подъема и радости... Но это так, присказка. Однако тут не только легко, но и немного страшно.
Факт третий: знаете ли вы, кто такая Кумоха? А ее сестры - Лихорадки? А Полудница?
А Дрема Луговая?
А главное - знаете ли, как наши предки лечились от всех напастей, принесенных этими страшными персонажами? Нет? Ну тогда предлагаю вам проделать небольшое исследование (его мы делали в теплый летний вечер на даче в нашей веселой разновозрастной компании, с помощью мобильника и постоянно теряющегося Интернета - и получили кучу веселья, пищи для размышления, ночных и дневных страхов, для меня еще ссылок на Дину Рубину с "Синдромом Петрушки", а так же соврешенно полное представление о состоянии медицины в селе в дореволюционной России, что было по факту СТРАШНО!) Кому интересно - начать можно хотя бы с ЭТОГО
Однако Антон Пвлович Чехов оставил в своих записных книжках и тетрадях много выписок из нескольких сборников народных верований и суеверий о том, как лечились те самые крестьяне... Ох! Удивительно, как тогда кто-то вообще выживал? И смех, и грех... Удивительные средства от всего на свете, странные ингридиенты, молитвы вместо лекарств, оставление младенцев голыми в лесу и т.п. :(
Зато, пожалуй, выписки из "Домостроя" радуют - не все было так плохо на Руси, хотя бы с правилами личной гигиены. Впрочем, как я сказала - чтение на любителя, но мне и всей нашей дачной компании было интересно услышать то, что великий писатель выбрал из многообразия народной мудрости!
Книгу можно скачать ЗДЕСЬ!